В древности японцы сравнивали тушь с яшмой и золотом. Говорили, на бумаге она может быть «старой» и «новой», «влажной» и «сухой», «толстой » и «тонкой», «блестящей» и «тусклой». Оценить безграничные возможности «Волшебной японской туши» смогла и корреспонденты «Новостей культуры», которые побывали на выставке работ Ирины Левашёвой в музее-усадьбе «Архангельское». Русские пейзажи, написанные в технике японской живописи суйбокуга. Что в переводе значит – тушь, вода, картина. Художник-реставратор Ирина Левашева увлечена этим уже более десяти лет. Ее работы не раз были удостоены японских наград. «Им очень интересно, как иностранцы, в том числе русские смотрят, используют их технику и смотрят на мир, – рассказывает Ирина Левашева. – В пейзажах должна быть показана душа художника, японцы очень трепетно относятся к зрителю, очень уважительно, поэтому недоговаривают очень много, поэтому большую часть отдают предпочтения, чтобы зритель сам домыслил». Эта японская техника предполагает, что готовый замысел воплощается на бумаге сразу, здесь и сейчас, без предварительных набросков, без исправлений и переписываний. Пейзаж, признается художник можно написать за час. Но при этом, самое сложное передать богатство черно-белого рисунка, сделанного тушью. Для этого в одной работе мастер, порой, использует до десяти приемов. «Работа ”Город воспоминаний” получила награду во всеяпонском обществе суйбукога в 2012 году, – говорит Ирина Левашева. – Это на самом деле разрушенный Павловск во время войны. Не просто линия идет, а как бы танцующая кисть, она чуть-чуть в наклоненном состоянии – это одна техника, под девяносто градусов – это другая техника, сухая кисть, кисть мокрая». На выставке можно увидеть рукописные поздравления Сикиси и Тандзаку в традиционных форматах. Чтобы достичь нужных оттенков, помимо привычной туши и минеральных красок художники используют, например, кофе или чай. В отличие от японских мастеров, которые предпочитают работать исключительно с зеленым чаем, Ирина Левашева придумала использовать черный чай, так как он больше популярен в России. На достигнутом художница не останавливается. Признается: интерес изучать разные техники: в прикладном искусстве, живописи, графике – велик. Сейчас экспериментирует с эмалью. Новые работы выставит уже этой зимой.
Выставка проходит в рамках фестиваля «Японская осень 2014», и заканчивается в конце января 2015 г.
Источник: http://tvkultura.ru/