«Суми-э» – это «вода и тушь» по-японски. Художнице Ирине Левашевой это сочетание звуков показалось настолько заманчивым, что она вплотную занялась изучением традиционной японской техники рисования. Прошло десять лет, и теперь профессиональный художник-реставратор из центра Грабаря и музея декоративно-прикладного искусства – признанный мастер монохромной живописи, и даже преподаёт, учит видеть богатство оттенков серого цвета. Искусство штрихов и линий в исполнении Ирины Левашевой представлено на её персональной выставке в столичном Музее Востока.
«Картина водой и тушью» – именно так переводится Суйбокуга, основное направление живописи Японии. Эта техника монохромна, она позволяет использовать многочисленные градации серого для создания объема произведения. Но техника суйбокуга допускает и вкрапление других красок, чем художница Ирина Левашева смело пользуется.
«Важно показать ту красоту пустого пространства, то есть буквально одним движением передается образ, – говорит Ирина Левашева. – Это совершенно другое направление, нужно поставить руку по-другому, то есть берутся кисти другие, не европейские».
Художница использует только оригинальную рисовую бумагу, шёлк и минеральные краски. Ее полотна рождаются под впечатлением от творческих поездок и посещения выставок. В прошлом году Ирина Левашева посетила Японию, поэтому многие её свежие работы посвящены именно этой стране.
«Мы сделали эту выставку, потому что художница проникнута духом Японии, – рассказывает заместитель директора Государственного музея искусства народов Востока Татьяна Метакса. – Работы ее воздушные, прозрачные, мне, например, ясно, почему многие ее работы удостоены в Японии премий. Японцы очень тонко чувствуют тех художников, которые понимают особенности их удивительной страны».
Работы мастера монохромной живописи «Перед сном» и «Город воспоминаний» два года подряд были отмечены авторитетным жюри конкурса «500 лучших работ» в Токио.
«Я работала по фотографиям, по эскизам других художников, – поясняет художница. – Город Воспоминаний – это разрушенный Павловск во время войны. Я представила себе, что могло быть».
Сама художница считает, что высший профессионализм – смотреть на черно-белую картину и видеть в ней цвета. Её работы заметили в Японии еще до того, как Ирина Левашева впервые посетила эту страну. В 2007 году мастер получила личную зарегистрированную печать, право преподавания и творческое имя — Счёкрей, что в переводе означает «Прекрасный пион».