Галерея Ирины Левашевой Галерея Ирины Левашевой
Menu
  • Главная
  • Новости
  • Работы
    • Японская живопись (работы)
    • Альбом «Прошлое и настоящее»
    • Танзаку
    • Японские открытки
    • Масляная живопись и смешанные техники
    • ДПИ (работы)
    • Реставрация (работы)
    • Статьи
    • Работы учеников
    +
  • Обучение
    • Работы учеников
    • Статьи
    +
  • Купить
  • Контакты
    • Обо мне
    • Публикации
    +

Художник-реставратор

Исчезающая профессия

Веер. Франция. Начало XX в. После реставрации.К группе исчезающих профессий относят сегодня и такую специальность как художник-реставратор. Причин этому немало. Подготовка даже младшего специалиста в этой области подчас занимает многие годы, а вот квалификация приходит и тому дольше.

Да и специфика работы играет в этом процессе немаловажную роль. Ведь иногда работа над одним только произведением может занять десяток лет.

Но вопреки всему русскую школу реставрации до сих пор относят к лучшим школам мира. Хотя она и сегодня остается достаточно сословным и замкнутым пространством. Часто здесь можно услышать про обучение «с рук», что значит учиться у конкретного художника.

Ирина Анатольевна Левашева окончила академическое училище по специальности «реставрация и хранение живописи», и порядка 25 лет отдала реставрации предметов, выполненных из резной кости. Именно такие люди как она, составляют костяк русской школы.

Веер. Китай. Конец IX в. - начало XX в. После реставрации.Раньше, да и сейчас, без особых церемоний в храмах могут просто дорисовать утраченные фрагменты изображений. Для российской глубинки – это вообще явление обычное. Но такая реставрация просто недопустима. Когда живопись просто висит в виде хлопьев, реставратор видит свою задачу в том, чтобы вернуть красочный слой к его основанию, а уж после заняться расчисткой копоти, потемневших лаков, чтобы произведение обрело первоначальный вид.

В тех храмах, где иконами занимается профессиональный художник-реставратор, царит порядок.

Ведут обычно такие работы без поспешности. Иконы требуют постоянного наблюдения, консервации. Особо ценные памятники доверяют лишь мастерам экстра-класса, каждый шаг работы которых отслеживается государственной комиссией.

Веер. Россия. Конец IX в. После реставрации.Профессию реставратора можно приобрести в иконописной школе, созданной при духовной академии в Москве. Ее мастера берутся даже за те иконы, которые имеют 50% утрат и от которых многие просто отказываются.

Если даже из 20 прилежных учеников получится один художник-реставратор, можно считать задачу выполненной.

Старые мастера выступают против отмены аттестации. Трудно приходится определять уровень мастера, и какие произведения можно ему доверить.

Когда то лишь реставраторам высшей категории разрешено было прикасаться к шедеврам древнего искусства. Молодежь сегодня тоже стремится работать с иконами Дионисия и Рублева. Но между поколениями такой разрыв, что опытных художников практически нет, а у молодых не хватает для этого опыта.

Ирина Левашева. © 2024 Галерея Ирины Левашевой