Доклад художника-реставратора И. А. Левашевой «Атрибуция как необходимая часть в работе реставратора на примере трех шхун из кости и китового уса. (Из фондов музея декоративно-прикладного и народного искусства)» на IV научно-практической конференции: «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков» проходившая, в Государственном Историческом музее с 20-22 октября 2015 г.
Прежде чем приступить к реставрации костяных моделей шхун , было проведено комплексное исследование совместно с научными сотрудниками музеев страны (ГИМ, Государственный музей народов востока ,музей Арктики и Антарктики, музейного центра «Наследие Чукотки»), документами из фототеки ВДПНИ, документами из архива семьи художника Гемауге, судомоделистами, а так же найдена подписная аналогия шхуны из частной коллекции чукотской-эскимосской кости В.А. Тишкова (гравировка «Гемауге 1951 г.»).
На выставке в музее декоративно-прикладного и народного искусства представлены две модели парусно-винтового барка из кости и китового уса конца XIX в. которые, выполненные в 30-х и 50-х г чукотским резчиком по кости. Просмотрев различный фото-материал видно, что точно повторяющихся моделей нет, они все разные какие-то более условные ,есть и сложные с проработкой деталей и гравировкой. Причем можно проследить повторяющиеся приемы резьбы в деталях различных моделях шхун, такие как шлюпка капитана, ванты, вельботы, клотик, снасти из китового уса и костяные блоки. Хочу обратить Ваше внимание ,что это модели шхун не абсолютная точная копия конкретно, какого то судна, а создан художественный образ очень точный и лаконичный. По найденным аналогиям можно сказать, что модели барков 50-г., находящиеся в фондах музея относятся к работе Гемауге . Более ранняя модель 30-х годов на данный момент неизвестного мастера. Можно предположить, что это так же работа Гемауге, тогда ему было38 лет и он вполне мог сделать данную модель, но найти на сегодняшний день найти точных доказательств не удалось и это вопрос будущих исследований. И так приступая к реставрации костяных моделей шхун, мне удалось найти материал (аналогии) без которого приступить к работе было не возможно.