Техники живописи суми-э
Когда все необходимое готово для японской суми-э приступают собственно к освоению ее основы, таких как техники живописи. Так как японская живопись суйбокуга монохромна, здесь особое внимание уделяется приготовлению краски и ее смешению с водой.
Соотношение воды и порошка определяет насыщенность черного на бумаге. Чтобы показать тень или любые другие умеренные тона, провести тончайшую линию и это выполнить одной кистью, надо из сузури перенести в блюдечко капли насыщенной туши и добавить воды, чтобы получить желаемый тон.
Сам процесс нанесения туши начинается с погружения кисти в емкость с чистой водой, потом аккуратно, буквально у краешка блюдца, промывают щетинки. Сухой кистью пользуется, как правило, если есть необходимость нанесения тончайшей линии. Для этого бумагой или тканью промокают лишнюю влагу, чтобы нанести линию должной толщины.
Во всех остальных случаях щетинки набирают достаточное количество воды, как светлой, так и темной туши. Благодаря этому появляется возможность, создавая линию, показывать рядом со штрихом и тень. Это достигается определенной техникой, при которой кисть окунают в воду, после в раствор умеренного оттенка до уровня 2/3 и только кончиком захватывается темная тушь из сузури. В результате каждая треть инструмента художника содержит различные оттенки и при ровном движении на бумаге остаются плавные мягкие тона.
Начало рисования
Наверно только в суми-э немаловажное значение имеет то, как двигается корпус художника и меняется его поза. Чтобы любой самый тонкий штрих был полон жизни, надо соблюдать все рекомендации.
В живописи суми-э не может получаться все быстро, здесь понадобится немалое терпение, когда спешить следует медленно, когда надо не отчаиваться, а повторять снова и снова. Здесь лишними будут как затянувшиеся паузы, так и излишняя суетливость.
Так начинали все, даже самые великие мастера. Никто не рождается обладателем вершин суйбокуга. Шаг за шагом, штрих за штрихом приходят умения, понимание и проникновение в искусство страны восходящего солнца.
Художник Ирина Левашева уже на первых занятиях обучает основным приемам работы и постановки руки. Техники живописи осваиваются постепенно. Ученики изучают приемы и процесс рисования различных объектов природы, чтобы показать их внутреннюю реальность и сущность. А может быть, больше свою?