Исчезающая профессия
К группе исчезающих профессий относят сегодня и такую специальность как художник-реставратор. Причин этому немало. Подготовка даже младшего специалиста в этой области подчас занимает многие годы, а вот квалификация приходит и тому дольше.
Да и специфика работы играет в этом процессе немаловажную роль. Ведь иногда работа над одним только произведением может занять десяток лет.
Но вопреки всему русскую школу реставрации до сих пор относят к лучшим школам мира. Хотя она и сегодня остается достаточно сословным и замкнутым пространством. Часто здесь можно услышать про обучение «с рук», что значит учиться у конкретного художника.
Ирина Анатольевна Левашева окончила академическое училище по специальности «реставрация и хранение живописи», и порядка 25 лет отдала реставрации предметов, выполненных из резной кости. Именно такие люди как она, составляют костяк русской школы.
Раньше, да и сейчас, без особых церемоний в храмах могут просто дорисовать утраченные фрагменты изображений. Для российской глубинки – это вообще явление обычное. Но такая реставрация просто недопустима. Когда живопись просто висит в виде хлопьев, реставратор видит свою задачу в том, чтобы вернуть красочный слой к его основанию, а уж после заняться расчисткой копоти, потемневших лаков, чтобы произведение обрело первоначальный вид.
В тех храмах, где иконами занимается профессиональный художник-реставратор, царит порядок.
Ведут обычно такие работы без поспешности. Иконы требуют постоянного наблюдения, консервации. Особо ценные памятники доверяют лишь мастерам экстра-класса, каждый шаг работы которых отслеживается государственной комиссией.
Профессию реставратора можно приобрести в иконописной школе, созданной при духовной академии в Москве. Ее мастера берутся даже за те иконы, которые имеют 50% утрат и от которых многие просто отказываются.
Если даже из 20 прилежных учеников получится один художник-реставратор, можно считать задачу выполненной.
Старые мастера выступают против отмены аттестации. Трудно приходится определять уровень мастера, и какие произведения можно ему доверить.
Когда то лишь реставраторам высшей категории разрешено было прикасаться к шедеврам древнего искусства. Молодежь сегодня тоже стремится работать с иконами Дионисия и Рублева. Но между поколениями такой разрыв, что опытных художников практически нет, а у молодых не хватает для этого опыта.